Для полноценной интеграции особых детей в общество и повышения их качества жизни крайне важно развитие социально-бытовых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Это направление педагогической работы является одним из главных в работе центра дневного пребывания детей с инвалидностью "Преображение" Оренбургской епархиальной православной гимназии. Посадка растений и уход за ними — отличный практический инструмент для формирования таких умений. На специально организованных занятиях реализуется идея развития детей через деятельность. В совместной деятельности под руководством специалиста наглядно через слово и демонстрацию действий складывается у ребят система представлений и умений социально-бытовой направленности. В апреле произведена посадка бархатцев, петуньи, балконного сорта томатов. Далее следовало пикирование и пересадка растений в грунт на пришкольной территории.
Во время ухода за цветами мальчики и девочки учатся ответственности и аккуратности. Этот процесс способствует развитию терпения и внимания к деталям. Совместная работа детей и взрослых помогает формировать умения, важные для командной работы и коммуникации. Дети учатся планировать последовательность действий и следовать инструкциям. Также это способствует укреплению их эмоциональной связи с природой и окружающим миром. В процессе ухода за растениями формируется чувство гордости за свои достижения. Такой опыт помогает повысить самооценку и мотивацию к дальнейшему обогащению опыта особых детей.
Наблюдение за путем развития чуда природы - рождения цветка (плода) из маленького семени,- участие в этом волшебстве - важные средства для развития социально-бытовых умений воспитанников центра "Преображение". Это помогает детям адаптироваться к домашним обязанностям и жизненным ситуациям, формирует чувство ответственности за свои поступки, заботиться о природе.
Занятия по формированию социально-бытовых умений проходят в рамках практики "Школа самостоятельной жизни", которая реализуется с использованием пожертвования Благотворительного фонда "Абсолют-Помощь". Научно- методическое сопровождение практики осуществляется к.п.н., доцентом Вороновой А.А.