ОРЕНБУРГСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Круглый стол «Духовные аспекты в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

«Все второстепенно в сравнении с заботой о детях»

святитель Иоанн Златоуст

 

23 марта в рамках V Областного Леонтьевского педагогического форума «Духовно-нравственное образование и патриотическое воспитание детей и молодежи в современных условиях» состоялся круглый стол «Духовные аспекты в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Организатором круглого стола выступил Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Оренбургской епархии. Проходило мероприятие в онлайн-формате на базе Оренбургской духовной семинарии.

Участниками круглого стола стали настоятель Димитриевского мужского монастыря г. Оренбурга игумен Варнава (Соколов), председатель Отдела социального служения Оренбургской епархии протоиерей Вадим Сороколетов, сопредседатель Регионального отделения Оренбургской области Всероссийской организации родителей детей инвалидов и инвалидов 18+ с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в своем представительстве, Деньмухамедова Ирина Сергеевна, заведующая кафедрой теории и методики спортивных дисциплин, АФК и медико-биологических основ физического воспитания, к.п.н., доцент Оренбургского государственного Педагогического университета Панкратович Татьяна Михайловна, студент Оренбургского государственного Педагогического университета Николай Тушканов, заведующая отделом Центр психолого-педагогического и социального сопровождения «Детский орден милосердия» ГАУДО Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко Курзова Ольга Анатольевна, социальный педагог Реабилитационного центра «Проталинка» в г. Оренбурге, подведомственного Министерству социального развития Оренбургской области, Коннова Ирина Николаевна, преподаватель общеобразовательных дисциплин Оренбургского государственного экономического колледжа-интерната Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Кожевникова Татьяна Вячеславовна, педагог-психолог Центра психолого-педагогической реабилитации детей «ОРИОН» МАУДО «Дверец творчества детей и молодежи г. Оренбурга» Бочарова Наталья Владимировна, социальный педагог, координатор направления работы с семьями с ограниченными возможностями здоровья Региональной общественной организации Оренбургской области «Центр помощи семье и детям «Колыбель» Селина Александра Юрьевна.

Мы живём в эпоху перемен. Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров.

В этот период нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодёжи, происходит разрушение ценностей старшего поколения и деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». Ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества отводится воспитанию подрастающего поколения.
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Говоря во время круглого стола о работе с особыми детьми, было рассмотрено лишь одно из направлений: «Духовные аспекты в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Согласно статистике сегодня в РФ около 700 тыс. детей с установленной инвалидностью. Из них около 10 тыс. – в Оренбургской области. Сейчас на каждые из 360 новорождённых, один ребёнок рождается с синдромом Дауна, один из 278 – с ДЦП, один из 50 – с особенностями аутистического спектра. Некоторые из них сами учатся читать, легко перемножают трёхзначные числа, без инструкций собирают пазлы и модели конструкторов. На них совершенно невозможно влиять, они никогда не будут маршировать строем. Заставить их невозможно, можно только убедить. Сейчас уже не зазорно говорить о том, что Эйнштейн и Билл Гейтс – люди с синдромом Аспергера. Целый батальон аутистов работает на армию Израиля, наблюдая за экранами радаров, анализируя карты и аэрофотоснимки.

Удивительная девочка-аутистка Соня, никогда не жившая жизнью обычных детей, но жизнью тяжёлого ребёнка-инвалида, всеми возможными комиссиями признанная таковой, пишет: «Душа – это пустое место в человеке, которое человек может заполнить Богом, или сатаной».

Для многих воцерковленных семей с ребенком-инвалидом часто большой проблемой является привести ребёнка в храм, причастить этого ребёнка – и ввиду необустроенности храмов к принятию детей-инвалидов, и ввиду неготовности верующих, а, порой, и священников, к пониманию проблем этих детей. Протоиерей Андрей Ефанов пишет: «Забота об особенных детях — это особый труд. Не отказаться от ребёнка, подарить ему своё сердечное тепло, отдать себя без остатка такому ребёнку — огромный подвиг, и если он совершается с верой в Бога, то это спасает душу человека.

Подводя итоги круглого стола, ведущая Лариса Борисовна Железнова отметила, что жизнь с особенным ребёнком – это особая кривая развития семьи, определить и запрограммировать ее заранее невозможно.

Бывают моменты, когда две руки не справляются. Именно в такие моменты на помощь приходят руки друзей. И их помощь такая весомая и неоценимая, ведь это люди особого склада характера и души – чуткие и милосердные, неравнодушные и отзывчивые к чужой беде и боли.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В сложившейся ситуации не только учащиеся, но и педагоги, и сами родители оказались не готовыми к восприятию семьи как ценности. Семье сегодня необходима помощь.

 

Отдел по церковной благотворительности и

социальном служению Оренбургской епархии

 


Вернуться к списку.
Сообщите нам об ошибке: выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter.
вверх