ОРЕНБУРГСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Воскресение храма

Статья была опубликована в епархиальном журнале "Ведомости Оренбургской митрополии", № 8 (июль) 2024 г.

Утро в Свято-Успенском женском монастыре в Оренбурге началось по монастырскому уставу с молитвы, с послушаний, а потом с гостей. Здесь всегда люди. Они ручейком, но постоянным, насыщенным текут в приветливо открытые двери обители. Заходишь с уличной суеты, шума, неся с собой обрывки разговоров, нервные мысли и…попадаешь в какую-то удивительную, я бы назвала ее «смиренную», тишину. Разноцветные петуньи доверчиво глядят на тебя с политых монахинями клумб, небольшая деревянная лавочка для усталых путников стоит в окружении зелени, красное старинное кирпичное здание храма с небольшим золотым куполом - теплое, красивое, мирное. Уютно, по–родному, пахнет хлебом из монастырской пекарни.

В книге об Успенском монастыре, вышедшей в 2019 году, об истории и современности Оренбургского Свято-Успенского монастыря, как раз и говорится, что монастыри «по слову святителя Иоанна Златоустого «тихая пристань», они подобны светочам, которые светят людям, приходящим издалека, привлекая всех к своей тишине».

Не так давно сюда пришла первый раз на причастие моя племянница Наташа после смерти своей мамы. С каким восторгом она потом рассказывала о пережитом, как Бог в лице обители обнял ее и утешил, и теперь на ее сердце спокойнее. Пришла в обитель и моя знакомая красавица С. Сыночек у нее больной, она ходит в монастырь потрудиться во славу Божию и тоже хочет утешиться молитвой, посильными трудами, какими поручат ей в обители. Глядишь, вымолит сына, здоровья ему.

А сегодня с утра, пока мы с настоятельницей монастыря игуменией Флорой сели в беседке на территории монастыря, чтобы записать интервью, пожаловала мама с двумя девушками. Девушки очень смущались, мама волновалась. Их желание было необычное для сегодняшнего времени и увлечений молодежи всякими реконструкциями- переодеваниями, компьютерными играми. Девушки хотели… пожить несколько дней в монастыре, чтобы ощутить вкус монашества. Вот так. Ни больше, ни меньше! Они были совсем еще девочками. Лет по 13-15. Одну из них звали Ангелина, другую Ольга.

Ангелина с подругой согласна была на любые труды в монастыре, постоянные молитвы, участие в крестном ходе и прочие послушания. Хотя сто процентов даю, что она никуда без мамы еще не выезжала. Такой худенький мотылек в белой косыночке. Чудо на ровном месте.

Матушка игумения вначале распорядилась напоить девчонок чаем с пирожками, потом они отправились на монастырский огород полоть.

Вспоминаю, как на месте монастыря была военная часть, а часовня «Живоносный источник» стояла разрушенная, закиданная мусором, который щедро подсыпали местные жители, по-хозяйски заселившие бывшие монастырские корпуса. Да и военные тут похозяйничали. На месте монастыря долго квартировала военная часть.

Сложно представить, сколько трудов, терпения, молитвы, сил, упорства, и, да, даже слез, пришлось оставить на этом месте, чтобы освоить хотя бы два с половиной гектара, превратившихся в райский уголок сегодняшнего женского монастыря. Пришлось вывезти не один десяток КАМАЗов строительного мусора. В двух прежних монастырских корпусах, ныне принадлежащих муниципалитету, сегодня еще продолжают жить жильцы, а один корпус и часть других обжили монахини. Сам монастырь и все его старинные постройки сегодня включены в реестр памятников истории и культуры.

Про историю Успенского женского монастыря написано немало. Но повторим особо значимые вехи. И особенно отметим необычайный героизм, трудолюбие и боголюбие монахинь, обитавших и обитающих сейчас в обители. Здесь обретались удивительные подвижницы благочестия. Сестры сами строили храм, носили на спине кирпичи. А когда храм (из-за ошибки в расчетах) частью рухнул, они снова, словно муравьи разбирали осыпавшиеся стены и вновь несли кирпичи наверх, к куполу, на колокольню.

В монастыре было свое подсобное хозяйство, коровник, работали пуховязальные (чистка пуховых платков была отдельным промыслом!), чулочные, белошвейные, золотошвейные, мастерские по работе с металлом, позолотная мастерская (золочение изделий из металла дерева), иконописные (афонская стилистика икон), переплетные мастерские. Прекрасные одеяла ручной работы славились далеко за пределами большого губернского города. Вышитое монахинями постельное белье родители покупали для дочерей в приданое. Салфетки, полотенца, скатерти из монастыря разбирали быстро на всех городских ярмарках. Монахини вязали не только платки, но и работали как небольшая пуховязальная фабрика - производили варежки, перчатки, паутинки, безрукавки. Изделия из пуха Успенского монастыря были удостоены бронзовой медали и диплом на Всемирной выставке в Чикаго! Даже ковровая мастерская была - ткали ковры. На первом этаже «белого» корпуса располагалась комната для чтения Псалтири (Неусыпаемая Псалтирь всегда входила в особо важные духовные практики монастыря), регентская, малярная мастерская, многие сестры занимались ручной вышивкой. Позже здесь заработал свечной завод, просфорня. В 1870 году именно в монастыре разместилась первая в Оренбургской губернии церковно-приходская школа. В доме игуменьи была большая библиотека книг догматического и духовного содержания.

При монастыре был странноприимный дом, здесь могли останавливаться богомольцы и паломники, был своеобразный дом престарелых для пожилых монахинь, а способные послушницы проходили курсы в Оренбургском отделении Красного креста. Сестры бесплатно работали сиделками у городских лежачих больных, чем снискали огромный почет и уважение горожан, которые щедро жертвовали на монастырь.

Интересный момент. Вначале монахини питались раздельно, каждая келья имела особые «таганки» плитки, где монахини готовили себе еду. Удивительно, но подтверждение этому нашлось буквально недавно! Рядом с одним из корпусов монастыря, где рабочие тепловых сетей разрыли огромную яму, в отвалах ненужной земли я и обнаружила обломки «таганков», а еще осколки керамической посуды, из которой возможно питались монахини в 19 начале 20 века. Сегодня в монастыре «таганков» нет, действует прекрасная общая трапезная, где монахини дружно обедают вместе. По традиции, во время еды, слушая чтение святоотеческой литературы.

Кстати, вместе с частью «таганков» я нашла и железные украшения от старых… гробов. Да-да, здесь у монастыря было большое кладбище, а возле самого храма Успения Пресвятой Богородицы лежали самые почетные граждане города Оренбурга, дворяне, купцы, благодетели. В советское время храм по проекту архитектора Тона и старое кладбище были разграблены и снесены. Христианскую веру новые неразумные деятели пытались стереть из умов и сердец. Даже в начале двухтысячных в городе находили старые черные монолитные каменные могильные памятники. Так помню, вернули из небытия памятник известнейшему купцу меценату Зарывнову, а мне однажды пришлось спасать памятник казачьему старшине Платону Батыреву. Скорее всего, тоже с этого кладбища.

Монастырь в конце 19 начале 20 века производил практически все сам для себя и снабжал, как огромный комбинат бытовых услуг, весь Оренбург. Для нужд насельниц была построена своя монастырская больница, но во время войны с Японией в лечебницу закупили новые кровати для раненых, которым не хватило места в госпиталях города.

Тяжело монастырь перенес разорение после революции. Основной контингент его состоял из девушек, женщин бедного сословия, это были не купчихи, не дворянки, а крестьянки. За что их гнали? За христиански протянутую руку помощи, всегдашнюю молитву, за любовь? Сестры, как испуганные птахи, долго не могли разойтись, но все же монахиням пришлось расселиться по родным и знакомым, у добрых людей - в вечном страхе ареста. Выживали ремеслами - одеялами «пэчворк», вышивкой. Нынче на старом кладбище на проспекте Победы в Оренбурге стоит аккуратная ограда и крест – здесь упокоились последняя игумения монастыря и сестры, светлое эхо прошлого.

Но видимо Божия Матерь так любила монастырь, жалела монахинь, что через некоторое время безбожия, на месте бывшей военной части, квартировавшей в корпусах монастыря, вновь затеплилась жизнь. Военные ушли и, после долгих обращений в Министерство обороны, которое редко когда отдает свою недвижимость, вновь складывающейся монастырской общине была передана полуразрушенная Водосвятная часовня «Живоносный источник». Стали сестры при помощи священника служить там молебны. А с 2005 года по благословению Высокопреосвященнейшего Валентина тогдашнего митрополита Оренбургской епархии за возрождение монастыря взялась игумения Флора. Первым делом из архивных данных восстановили послужной список сестер монастыря бывших в нем до революции, и стали постоянно поминать их в молитвах, читать Псалтирь.

Работы было - до неба! Запущенная территория, полуразрушенное здание трапезной со сбитыми фресками, где предстояло сделать храм Успения Пресвятой Богородицы. Установили колокола. На цокольном этаже построили храм Новомучеников и исповедников Российских, отремонтировали кельи, построили звонницу, сохранили часть монастырского кладбища. Была открыта иконная и хлебная лавки.

Господь - хлеб для души, а тело Успенский женский монастырь предлагает поддерживать вкуснейшей своей выпечкой, которую очень хвалят горожане. И, как и в прежние времена, едва встав на ноги, монастырь тут же с любовью стал протягивать руку помощи несчастным. Практически только в одном месте в городе, вот здесь в монастыре, организованы ежедневные обеды для полусотни бездомных людей. Они получают горячую пищу, хлеб.

Появилась здесь паломническая гостиница и библиотека для прихожан. Заложен сад и виноградник. Но самое главное - возобновлены богослужения!

Сегодня в монастыре все тяжелые работы выполняют наемные работники, монахиням остается достаточно времени для внутреннего совершенствования, участия в богослужениях и чтении духовной литературы.

Матушка Флора критична: «В настоящее время есть тенденция, когда приходят в монастырь в старости, а ведь укоренившийся навык жить по своей воле становится большим затруднением для спасения души. Но мы надеемся, что с Божией помощью и желанием сестер угодить Господу своей жизнью, - мы на верном пути!»

Монастырский храм утренним и вечерним звоном привлекает десятки оренбуржцев. И по сию пору это теплая пристань от бед.

Личность в истории всегда была важна. Без сильного, харизматичного, волевого человека, ведущего за собой своей энергией к светлой цели множество людей, не сдвигалось ни одно более-менее крупное событие в исторической плоскости. Так и матушка Флора взвалила на свои плечи неимоверную тяжесть восстановления монастыря, монастырской жизни. В книге «Тихая пристань» об Успенском женском монастыре есть фото «До и после». Страшно смотреть на то, в каком состоянии монастырь оставили военные, поражаешься, как прекрасно выглядят здания сегодня. Огромный, непосильный даже труд. А сколько всего еще предстоит? Но в монастыре, в обители, где постоянно взывают к Господу, Божией Матери, этот непосильный труд превращается в посильный. Господь управляет, помогает, поддерживает.

Мы сидим с матушкой Флорой в деревянной беседке, и я смотрю на ее милое, строгое лицо. Какой должна быть игуменья? Вспоминается фото игуменьи Иннокентии (Подковыровой) из книги, она управляла женским монастырем двадцать лет. Строгая, глаза сощурены, губы сжаты. Несомненно, игуменья должна уметь управиться и с огромной хозяйственной жизнью монастыря, и с его духовным наполнением. Ибо монастырь - стадо Христово, а игуменья своего рода пастух этого стада, ответственна за все и всех. И тут мягкотелой, слабой не выйдет быть. Здесь нужен характер. И такой характер у матушки Флоры есть.

Монахини совсем не любят рассказывать о себе. О том, как пришли к вере. Считается нескромным, словно отрезанный кусок вновь достаешь и рассматриваешь. Важно не то, что было, важно - что сейчас, впереди. Но мать игуменья немного приоткрыла завесу тайны.

Родилась она на Северном Кавказе, где на тот момент сохранилось несколько храмов. В семье очень верующая была бабушка. Она сестренку с братьями возила иногда в один из храмов. Бабушка умерла, когда будущей игуменье было всего восемь лет. Поэтому походы в храм завершились. Маме очень много приходилось работать, ведь умер муж, отец детей, а ребятишек необходимо было кормить, одевать. Но однажды, в старом сундуке бабушки девочка нашла книгу, это была Библия на церковно-славянском. Пробовала маленькая девочка читать эту книгу, да не получалось, хотя ох, как хотелось, там же написано про Бога!

В 20 лет будущая матушка Флора уехала в Ригу, где началось ее настоящее воцерковление. Прибалтика тогда была, пожалуй, единственным местом в постсоветском пространстве, где сохранились нетронутыми монастыри, храмы. Она работала, получала образование, в том числе высшее. В свободное время часто ездила на машине в Псково-Печерский и в Пюхтицкий монастыри. Позже узнала, что в Риге есть женский монастырь, а его филиал «Пустынька». С этого момента, будущая игуменья и стала насельницей Пустыньки. В лесу был храм, кельи, много старцев у которых можно было духовно окормляться.

Игуменья Флора имела сильных духовных наставников в вере, побывала и у старца Николая Гурьянова на остров Залит, который однажды сказал, что она обязательно будет в монастыре, и даже назвал ее монашеское имя.

И с Успенским монастырем много было «подсказок». Будущая игуменья очень любила праздник Успения Богородицы, как вторую Пасху. Нежный, благодатный, великий праздник, любимый и близкий, и всегда мечтала быть в Успенском монастыре. Все так и оказалось в итоге.

«Богородица неоднократно помогала мне, - признается матушка Флора, - проявляла милость. Сейчас не стану рассказывать об этом, это сокровенное. И вот не предполагая, не думая, я оказалась тут в Оренбурге в монастыре. Тогда еще заброшенном, требующим восстановления. Вначале было очень тяжко, ездила к тогдашнему министру обороны Сердюкову, чтобы отдали здания и землю монастырю, а он не принимал. Пришлось много строить, и сейчас еще очень много забот. А пиар я не люблю, поэтому и не рассказываю о себе».

До этого мы осмотрели большую площадку, где есть корпус-трапезная, огород. Но основное пространство, где раньше был Успенский храм, заросло травой. А посреди высится помост. Что это? Оказывается, помост закрывает старинный фундамент, как сказал о нем митрополит Оренбургский и Саракташский Петр - «мощи», останки Успенского храма, который стоял тут белым красавцем до революции. Владыка, пообщавшись с игуменьей, вникнув в историю обители, решил, что необходимо возродить всю исчезнувшую красоту. Воздвигнуть, так сказать, из небытия в современность храм Успения Пресвятой Богородицы в новом еще лучшем виде, благоустроить территорию, что привлечет много людей, а там и монахини новые появятся. Поэтому в Духов день, впервые после 94-летнего перерыва(!), состоялась торжественная служба на месте фундамента храма.

Положили деревянный настил, поставили походный престол, и Литургия вновь освятила старое место. Владыка Петр был преисполнен радости и произнес торжественную проповедь:

«Каждый храм - это лестница от земли до неба. Ведь каждый раз, когда совершается Божественная литургия, происходит Таинство прикосновения нашего земного бытия к божественному. Поэтому так свят престол в храме, так свят алтарь, да и весь храм объят благодатью. Место совершения Литургии отмечено особенным образом на духовной карте мира. Считается, что даже если храм разрушен, то на его месте остается ангел этого храма. Он оплакивает уничтоженную святыню и ходатайствует пред Богом о её восстановлении. Покуда это не произойдет, мы согрешаем пренебрежением к освященному месту, а то и попранием святыни. Если бы наши духовные очи были открыты, мы бы это хорошо видели... Восстановить Успенский собор женского Свято-Успенского монастыря - наш общий долг. Сегодня мы совершили Литургию - общее дело - как символ и отправную точку той большой работы, которую предстоит сделать.

В древности богослужения совершались в катакомбах, на гробах мучеников. Гонимые христиане вынуждены были скрываться. С тех пор пошла традиция служить Литургию на мощах мучеников, частица которых вкладывается либо в престол, либо в антиминс. Сегодня же, можно сказать, мы служили на "мощах" храма. Этот храм был умучен и уничтожен. Но сохранился фундамент - это святые останки храма.

Начиналось все трудно. Трудно делать даже самые простые первые шаги среди мерзости запустения. Когда я ознакомился с делами епархии, то понял, что в плане строительства для меня первостепенная задача - восстановление Успенского собора женского Успенского монастыря, в центре, в сердце Оренбурга. Мне легло это на сердце, на совесть, что надо обязательно это дело совершить. Но не знал, с чего начать.

И вот ко мне пришла женщина Галина Павловна с сыном инвалидом, которая решила пожертвовать средства на строительства какого-нибудь храма. Речь зашла про Успенский собор. Оформили счет на строительство храма. И она перечислила значительную сумму, достаточную для начала строительства».

Случилось по–настоящему чудо! Галину Павловну Саранцеву наградили от епархии медалью Табынской иконы Божией Матери III степени. А у монастыря появилась огромная радость – надежда на дальнейшее возрождение. Владыка о событии сказал: «Было хорошо, мягкий свет, прохладно. Собор духовенства. Ощущалось как Пасха, воскресение Божьего храма». Все, о чем мечтала матушка Флора.

И вот сидим мы с игуменией в беседке, говорим про это, а к нам постоянно подходят сестры. Черные хлопковые апостольники украшают эти чудесные улыбающиеся, задумчивые лица. Теперь в монастыре трудов прибавится вдвое и втрое. Обитель будет развиваться дальше!

Сестры как всегда в работе. Если не читают духовные книги, так молятся, поливают сад и цветы перед входом в монастырь. Полют огород, шьют, прибирают и без того чистую территорию или моют полы. И тут же докладывают игуменье о сделанном (прямо как в армии). А что? В монастыре устав мало отличается от военного. Монахи - это же воины Христа. Постоянно на страже, постоянно в работе.

А мы рассуждаем, что монастырь – это все же не строительная площадка. Строят храмы везде. И не социальный приют - учреждений социальной помощи тоже немало. И не санаторий или дом престарелых. Так что же главное? Главное - осознание, что жизнь с Христом дороже мира, дороже всего. Огромное желание исправления своей сущности в Свете. Это готовность на подвиг! Подвиг духовный (поэтому монашество - не толпа, а единицы). А еще это осознание своей греховности и большая любовь к Богу и людям. В итоге, когда удастся хотя бы немного исправиться, Господь на монаха возлагает огромную ответственность – молитвы за весь мир. Потому, что мир, то есть мы простые люди, не можем день и ночь молиться, а монахи стараются, это и есть их подвиг.

«Монах есть непрерывный свет в очах сердца. Свет для монахов – ангелы, а свет для всех людей – монашеская жизнь, поэтому да стараются иноки быть добрым примером во всем», - сказал в свое время преподобный Иоанн Лествичник.

А юная 15-летняя Ангелина в своем белом платочке опять пришла к матушке игумении на поклон. Стоит скромненько, смущенно улыбается, теребит руками край своей длинной юбки. А матушка внимательно и ласково смотрит на нее: вернется ли после этой «экскурсии» Ангелина в монастырь кто ее знает? Очень нужны монахини. Много делания. А может быть, просто отложится в ее чистом юном сердце вот этот летний день, теплое солнце, нежный запах петуний, добрые наставления в храме? Все равно хорошо! Нужно, чтобы было больше в России вот такой чистоты помыслов, силы, мужества, много обителей монашеских. Тогда Россия снова станет сильной и ее не одолеют искушения.


Оказать посильную помощь на строительство Успенского храма можно с помощью QR-кода. Отсканируйте его в мобильном приложении и введите сумму пожертвования.

Вера Арнгольд


Вернуться к списку.
Сообщите нам об ошибке: выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter.
вверх