ОРЕНБУРГСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

В СВЯТЫХ ПЕЩЕРАХ УРАЛЬСКИХ

Русь святая… Извечное и точное имя Руси православной. Чем же или кем свята земля наша? Свята она теми островками духовности и святости, монастырями, скитами и богоугодными людьми, что рассеяны по земле нашей. Хочется рассказать об одном таком святом месте, что на Южном Урале в Оренбургской стороне.

В станице Нижнеозерное Оренбургской губернии жил потомственный казак Захарий Прокопьевич Карцев. С супругой своей Пелагеей Матвеевной имели они семеро деток, но пятеро из них умерли во младенчестве. Остались только две дочери – Матреша и Евдокия, которых родители очень любили. Жили они благочестиво и во всем старались угождать Богу. Исполняли на деле заповеди Христовы, почитали родителей (супруги досматривали своих престарелых родителей), день весь проводили в трудах, никогда не оставляли молитвы и храма Божиего, к ближним были милосердны и сострадательны.
Но Захарий Петрович желал еще более угодить Богу и послужить Ему. Господь видел его желание и Промыслом Своим направил на новое служение. По согласию с супругой и с благословения старушки матери, по Божиему повелению, как сам он об этом рассказывал, пошел он на гору Монашку близ села Покровка Новосергиевского района и в уединении и трудах начал свое новое служение. Выкопал Захарий Петрович пещерку, очистил родник под горой и стал жить и молиться, подражая древним преподобным отцам. Жители соседнего села рассказывали, будто еще до прихода благочестивого казака на месте этом над горою видели огненный столп.

В скором времени благоговейные жители окрестных сел, видя крепкую веру, горячее желание служить Богу, непоколебимую твердость и решимость благочестивого подвижника, захотели так же послужить Богу. Так собиралась первая братия будущего монастыря.

Сколько же трудностей и испытаний пришлось преодолеть первым насельникам. Братия жили в постоянных трудах и молитвах, продолжая рыть пещеры. Первые годы претерпевали большую нужду, так как земли и угодий у них не было, жили на подаяние боголюбивых крестьян. Но, имея большую любовь ко Господу, веру и мужество, места сего не оставляли, продолжая свой монашеский подвиг. Господь, видя их терпение и веру, через благочестивых людей стал подавать помощь. Купцы и зажиточные крестьяне жертвовали на монастырь кто что мог. Некоторые из братий, придя в обитель, жертвовали свои наделы земли. Много помогал Оренбургский купец Антон Николаевич Шихобалов.

Новоявленное святое место быстро расцветало, увеличивалось и число братий. Построили домовую деревянную церковь, братский корпус, колокольню, просфорню, пекарню. Братия сеяли свой хлеб, посадили фруктовый сад, устроили пчельник.

В 1909 году указом Святейшего Синода иноческая община получила наименование скита. Первым временным скитоначальником назначили иеромонаха Палладия как более опытного в монашеской жизни (ныне прославлен в сонме новомучеников и исповедников как преподобномученик). В течение этого времени Захарий Петрович, принявший в иночестве имя Зосима, был рукоположен во иеродиакона, затем в иеромонаха и назначен скитоначальником. С Божией помощью батюшка Зосима стал продолжать труды по благоустроению обители.

В 1911 году закончили строительство каменной церкви во имя святителя Николая Чудотворца. Во время торжественного освящения храма батюшка Зосима с братией и все молящиеся исполнены были великой радости и со слезами благодарили Бога. Кто бы мог подумать, что на пустой безжизненной горе, где подвизался в пещерке казак-отшельник, спустя 16 лет расцветет монашеская обитель!


Братия молились и спасали свои души послушанием, трудами и милосердием. При монастыре был выстроен дом инвалидов для мужчин-калек. Они молились и трудились по силе на валяльных и кожевенных мастерских. Также, еще до постройки храма, был устроен кирпичный завод, на котором делались особо крепкие кирпичи по старинным рецептам – с добавлением яиц и меда. Здания, построенные из этих кирпичей, стоят до сих пор.

В 1916 году в Никольском монастыре проживало 44 насельника, а также трудники. К этому времени обитель уже считалась монастырем и продолжала развиваться и расти. Но впереди братий, вставших на монашеский путь, ожидали новые испытания веры, верности Христу и мужества.

Началась гражданская война, брат шел на брата. Игумен Зосима призывал всех к миру, убеждал молиться друг о друге и особенно о тех, кто вдруг становился врагом. Однажды к игумену пришел врач из села Покровка и попросил позаботиться и устроить в монастыре трех раненых бойцов-красноармейцев до их выздоровления. Батюшка, делом исполнявший заповеди Христовы и одинаково любивший всю свою паству, принял раненых по-отечески, приставил к ним двух помощников, хорошо кормил. Когда больным становилось хуже, посылал свою лошадь за фельдшером. Вскоре в монастырь явилась разведка белогвардейцев из пяти человек. И их батюшка встретил как своих детей, усадил за общую трапезу. Когда казаки стали спрашивать, нет ли в монастыре красноармейцев, батюшка отстоял раненых и не дал убить беззащитных. В том же 1918 году был другой случай. Убили четырех красноармейцев, и никто не хотел их хоронить. Тогда игумен запряг свою лошадь, сам поехал и предал погребению тела погибших, на деле оказывая милость недоброжелателям.

В 1919 году к власти пришли большевики. Игумена Зосиму сразу арестовали, обвинили в контрреволюционной деятельности и помощи белогвардейцам. Но простой народ заступился за своего пастыря, ведь многие знали и не раз испытывали на себе его заботу, молитвенную помощь и отеческую любовь. Начали собирать подписи, ходатайствовать об освобождении игумена Зосимы. По прошению многих людей и даже сельсоветов нескольких сел батюшка был сначала отпущен на поруки, без права покидать монастырь, а затем вовсе оправдан.

Вернувшись в обитель, игумен Зосима продолжал заботиться о монастыре, проводя время в трудах, молитве и помогая людям. Но батюшке было открыто о будущем разорении обители. Это стало известно по одному случаю. Некий юноша захотел поступить в обитель, но батюшка Зосима его не благословил: «Езжай домой… Здесь тебе оставаться нельзя. Нас скоро разгонят, и монастырь закроют, всех поубивают».

Батюшка прожил не многим более 60 лет: не выдержало любящее сердце зрелища разрушения веры и благочестия в народе, погибели душ человеческих. До последних дней молился он о братиях монастыря и всей своей пастве.

Осиротевшие братия подверглись притеснениям и гонениям от новой власти за свою веру. Вначале монахам предложили отречься от Бога и вступить в колхоз. Некоторые покинули монастырь, другие остались, но от веры своей не отрекся никто. Иноки продолжали жить в монастыре, служа Богу и укрепляя друг друга, подобно древним мученикам. Недолго терпели новые власти, в скором времени всех оставшихся в монастыре вывезли в Оренбург в Зауральную рощу и расстреляли. Так многие братия, желавшие послужить Богу в монашеском чине, сподобились мученических венцов. И теперь у Престола Божия в радости предстоят и молятся о нас.

Как можно распознать, какою сокровенною жизнью жила душа, чтобы иметь такое мужество при встрече со смертью – не просто с житейскими трудностями, но со смертью? Не малодушествовать, но выбрать лучше смерть, чем отречение от Единого Вечного Бога. Даруй же и нам, Господи, молитвами новомучеников и исповедников Российских веры, мужества и правды. Не унывать, не малодушествовать, но каждым маленьким шагом доказывать верность Христу, исполнять на деле Его заповеди.

В наше время на месте Свято-Никольского мужского монастыря вновь возрождается монашеская жизнь. Вновь открыты святые пещеры, вход в которые был засыпан при советской власти, вновь под сводами подземного храма совершается Божественная литургия. Заново возводятся храмы и здания. Новая возрождающаяся обитель – Свято-Никольский женский монастырь «Святые Пещеры» – подобен тонкому хрупкому росточку, которому сейчас очень требуются забота и участие всех неравнодушных. И многие люди, как и во время основания обители на этом месте, так и сейчас, стараются помочь физически и материально, веря, что любое участие в возрождении обители поможет и возрождению души. Ведь, строя красивые храмы, прежде всего нужно позаботиться, чтобы и в нашей душе устроить храм Божий, чтобы Господь смог найти там место для Себя, ведь Он пребывает только в чистом сердце, где нет злобы, уныния, зависти. Даруй же нам, Господи, чистые и смиренные сердца молитвами Богородицы и новомучеников и исповедников Российских.

При подготовке использована статья Банниковой Е.В. "Неизвестные эпизоды из жизни почитаемого Оренбургского подвижника игумена Николаевского монастыря Зосимы Карцева", Вестник Оренбургской духовной семинарии, 2018 г., номер 1(9).

Надежда Дар

Православие.ру


Вернуться к списку.
Сообщите нам об ошибке: выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter.
вверх