ОРЕНБУРГСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Пост. Рост души и духа

19 марта при центре «Колыбель» отдела социального служения Оренбургской епархии состоялась встреча с оренбургской писательницей, иконописцем, художником Ириной Витальевной Антоновой.

Встреча была посвящена великому посту, молитве, покаянию, внутреннему состоянию, которого православный христианин должен стремиться достичь.

 

Из книги И.В.Антоновой «Встречи под смоковницей или 33 новеллы о Христе»:

 

И Он, отверзши уста Свои, начал учить их так…

Матвей, 4 гл.

 

«Как только Он собрал первых учеников, все они двинулись в путь. И эта дорога, начавшись у Генисаретского озера, стелилась под ногами нескончаемо у каждого из будущего апостолов, а покуда самых обычных  людей. Столь обычных, что главным достоянием каждого из них были не грамотность, не ученость, не достаток, не чин.  Лишь сердца, которые усмотрел в них Бог в человечьем обличье. И взял эти сердца, чтобы не погубить, а спасти.

Сколько часов, сколько ночей и дней провели они вместе, кто считал? Сколько съели хлеба? Испили воды? Скольких людей встречали? Помыслить трудно. Путь их лежал из Галилеи вдоль Десятиградия, или так называемого Декаполиса, что был группой городков, рассыпанных к востоку от Иордана. А еще Иерусалима, Иудеи, всего Заиордания… Десятки тысяч глаз видели Иисуса и слушали Его. Потом люди думали, говорили друг  с другом, несли слова в иные места: дальше, дальше…

Странными были речи Христа. Будоражили душу любого. Никого не оставляли равнодушными. Одни сразу воспламенялись и горели любовью, другие наполнялись ненавистью. Одни открывались благодарностью, другие – непримиримостью и жаждой хуления. Таковы люди. И вряд ли что с тех пор изменилось. Потому что все изменения – злые и добрые – зарождаются, как ребенок, сокровенно… внутри. Вынашиваются. И выходят на свет, чтобы жить во внешнем мире. Мире проявления.

Все мы с надеждой ждём, когда человечество изменится, станет лучше. Ждем наступления земного царства без насилия, войн, грабежей и наживы. Мира, где будут счастливы и добры все.

Только века всё текут, сменяют друг друга, движутся. Проплывают, как лодки, как рыбы, как облака…. Но не сотворят счастья для всех те, для кого золото – идол, власть – идол. Где похоть умудрилась именовать себя любовью, но предпочитает, чтобы за неё платили.

Гадаринские бесы, коих легион, мыкаются по свету, ища и находя тех, кого можно ввергать в пучину.

Саломеи обольщают, чтобы добиться исполнения мстительных коварных замыслов.

Пилаты принародно открещиваются от ответственности за неправедные и губительные решения.

Иуды до сих пор целуют, зная, что предают.

Но где-то там, в некой точке череды столетий, есть один день…Один удивительный день, когда некий Человек, именуемый себя то Сыном Божиим, то Сыном человеческим, взойдя на камень и глядя на рассевшихся окрест Него, говорит, что не страх за жизнь и не безнадежность перед лицом смерти, а блаженство могут стать уделом любого, кому по силам будет отвергнуть себя и отдать жизнь Богу, чтобы обрести высшее из лучших состояний, достойных человека, - блаженство.

Блаженство…

- Возможно ли оно? – засомневаются поначалу все фомы на свете.

- Не утону ли, пытаясь идти к Богу? – почти всегда испугаются петры.

- Наверняка упадёшь, не сидеть ли лучше на своём месте, прося привычной милостыни? – решат слепые.

- А можно ли дерзновенно прикоснуться к Истине и просить исцеления? – будут думать недугующие.

Но выйдут из-под сени, услышав зов блаженства, закхеи.

Принесут Ему свою непоправимую боль иаиры и наинские вдовы.

Сядут у ног Христа и будут слушать Его марии.

Станут неустанно служить Ему через всех, нуждающихся в пище и помощи марфы.

Непременно поднимутся по Его оживляющему слову умершие для жизни лазари. И оживут…

Вот для этого, чуть помедлив и оглядев всех, кто готов слышать, Господь начинает говорить в той точке времени, что никуда не делась. И звучит по-прежнему голос Спасителя. Глаза Его смотрят на нас. Он говорит:

- Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

И начинает понимать любой, кто пытался идти вверх по духовной лестнице, что превозноситься внутренними подвигами позволяет только гордыня, ибо все мы бесконечно нищи перед Богом. Лишь истинное смирение вселяет и умножает в нас невидимо Дух. Дарит необманное ощущение блаженства, то есть то самое Царствие Небесное.

И ещё говорит Господь:

- Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

И хотя не было и нет на свете тех, кто никогда ни разу не плакал, но вспомнят многие, сколько было пролито пустых, глупых, эгоистичных и бесплодных слёз, пока не стало ощутимо понятно, что плакать надо о своём и людском несовершенстве. А ещё от сострадания. От боли другого. От искренней доброй жалости. Лишь эти слёзы – Его слёзы. Он их и утрёт, чтобы блаженно затрепетало вдруг однажды танцующее в радости сердце.

И о кротких говорит:

- Блаженны кроткие, ибо наследуют землю.

Господи, да как же понять тем, кто грезит захватами и войнами, что земля не горячей кровью поливаться должна, а небесными теплыми дождями? Не металл в ней должен ржаветь, а прорастить пшеничное зерно. И лишь тот народ, что кротко живёт на земле отцов, защитить её сумеет. Потому своей землей и владеет блаженно, не желая чужой.

И искателей правды не забывает Господь, говоря так:

- Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Хорошо, если бы вовремя осознал каждый, что ложь не насыщает. Что наполняет душу и ум человека не просто правда, а правда Божия. Жить по ней трудно, но блаженно. Только проверить можно это лишь собственной жизнью. Больше никак.

- Блаженны милостивые, - летит над головами людей другая заповедь, - ибо они помилованы будут.

А её трудно понять двусмысленно: милующее сердце блаженно тем, что умеет прощать, и потому ему всегда легко и радостно. И радость эта сродни блаженству, ибо они сёстры.

А ещё чистоту тех, кто прост и не лукав сердцем, Бог награждает уже здесь, в пределах земных и этой краткой жизни:

-Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Господь Сам говорит сквозь время, что Он не сокрытый Бог.

И если кто без выгоды для себя и обмана, в детской сердечности пытается жить, не пропустить ему личной встречи. Бог Сам выйдет и станет на пути. Непременно станет.

Но и это еще не вся полнота блаженства. И Господь обещает детям земным, творящим мир:

- Блаженны миротворцы, ибо они нарекутся сынами Божиими.

Известно через века, что мирность и мир – драгоценность великая. Да только не имеет его земля, сколько стоит сотворенной. Войны идут на ней великие и малые. Жестокие войны, неправедные. И потому творящие мир в большом и малом масштабе, умиряющие себя и других – истинно сыны Божии, ибо несут в себе тихое блаженство тишины и жажду её.

Понять блаженство изгнанных под силу не каждому, но ведь Господь истинно сказал и говорит до сих пор:

  - Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Вот поистине дивная заповедь! Человек не создан для страдания. Он не ищет его. Но умеющий переносить страдания не для какой-то иной цели, а ради Христа, ради правды Христовой, которой и сам становится причастником, блажен. Блажен, если его гонят за правду. И он может посвятить ношение этого креста Тому, Кто взял первый крест ради нас. Ради нас был гоним.

- Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня, - долетает до всех, слушающих Его, последняя заповедь той проповеди, что по месту была названа «Нагорной». Её Господь поясняет Сам. И тут больше нечего добавить:

-Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: ибо так гнали и пророков.

Более двух тысяч лет назад среди римской несвободы, несвободы от грехов, болезней, несчастий и смерти слова эти – и призыв, и обетование.

В этом веке, здесь и сейчас, среди прежней несвободы от грехов, болезней, несчастий и смерти, слова эти – призыв и обетование.

Господь не ушел с той горы. Точка времени не растворилась во времени. Не расплылась. Не растаяла.

Он говорил это тем, кто стоял у горы. Он говорит это всем до сих пор. И зовёт каждого из нас, как позвал Петра, Андрея, Иоанна и Иакова… И видит нас, как видел Нафанаила под смоковницей. Находит нас, как нашел Закхея на смоковнице…

Нам нигде не скрыться от Его любви. Если у нас живое сердце, оно не должно остаться бесплодным, как одинокая смоковница у дороги.

Господь непременно исполняет Свои заповеди и слова. Отзовемся же на них. И будем блаженны!» 

 

 Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Оренбургской епархии

 


Вернуться к списку.
вверх