ОРЕНБУРГСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Информационно-просветительский проект «Вместе за жизнь!»

«Умышленно погубившая зачатый во утробе плод

подлежит осуждению как за самоубийство.

Тонкого различия плода образовавшегося,

или еще необразованного, у нас несть».

 

св. Василий Великий

 

 

Под руководством председателя отдела по церковной благотворительности и социальному служению Оренбургской епархии протоиерея Вадима Сороколетова Оренбургская епархиальная Комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства совместно с православным Центром помощи семье и детям «Колыбель» проводят информационно-просветительский проект «Вместе за жизнь!», используя многие возможности и ресурсы для профилактики абортов.

К сожалению, Россия по-прежнему остается одним из мировых лидеров по количеству абортов. Как отмечает Л. Юдина, только 2% наших соотечественниц до 40 лет ни разу в жизни не делали аборт. По мнению многих главной причиной такой расстановки является не экономическое или финансовое положение, а нравственное падение россиян. Для большого количества девушек и женщин аборт не является убийством, они считают это обычной медицинской процедурой, «необходимой» для их дальнейшей «полноценной» жизни. Указанные проблемы требуют поиска путей профилактики абортов, одной из которых является повышение грамотности населения о последствиях абортов.

«Тот, кто будет человеком, уже человек» - это высказывание древнеримского юриста и апологета Тертуллиана (III в.) адекватно передает должное отношение к ребенку до рождения, которое доминировало и в европейской, и в русской культуре вплоть до XX в.

Как отмечает заведующий кафедрой эмбриологии МГУ, доктор биологических наук Владимир Александрович Голиченков: «Каждое существо, а значит и человек, в течение жизни проходит целый ряд обязательных превращений от стадии зиготы и до смерти, на которых оно будет выглядеть иначе, но оставаться все тем же существом (человеком). Это биологический подход. Всякие другие подходы в определении человека будут либо юридическими, либо будут носить профессиональные предпочтения (например, если считать человека человеком с рождения, с закладки нервной системы, с появления речи или выдачи паспорта)».

В беседах с беременными женщинами и молодежью специалисты отдела по церковной благотворительности и социальному служению Оренбургской Епархии приводят цитаты из Священного Предания. Ведь в Православии аборт был запрещен всегда в независимости от того, сформировался зародыш или нет. Эта точка зрения ясно отражена в словах св. Василия Великого: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению как за самоубийство. Тонкого различия плода образовавшегося, или еще необразованного, у нас несть». В этом аспекте православная позиция отражает один из семи законов Ноя о запрещении кровопролития, практический смысл которого – категорическое запрещение убийств любого человека, включая аборты. Убийца считается потерявшим свой удел в этом мире и тем самым наносит вред Создателю, Который сотворил человека по Своему образу и подобию. Аборт запрещен так же, как и запрещено питье крови (Деян. 15:20, 28-29). Св. Иоанн Златоуст пишет, что аборт «нечто хуже убийства», так как здесь «не умерщвляется рожденное, но самому рождению полагается препятствие». Что может быть «хуже убийства»? Очевидно то, что приводит к убийству, что является его основанием. Это – нарушение «первой и наибольшей заповеди» (ср.: Мф.22:38) – заповеди любви. Аборт – это нарушение заповеди любви, причем в самой ее человеческой глубинной сути – через убийство матерью своего дитя.

Говоря с медицинской точки зрения, после первых делений оплодотворенной яйцеклетки, происходящих еще в фаллопиевой трубе до 8-16 клеточного состояния, эмбрион уже имеет генетический код, отличный и от материнского, и от отцовского, и, следовательно, является биологически чужеродным организмом. Специальные исследования показали, что плод не является просто соматическим компонентом организма матери, а у него есть собственные примитивные психоэмоциональные реакции, отличающиеся от материнских вегетативных реакций и гормональных сдвигов. Уже с конца II триместра беременности плод слышит звуки, реагирует на ласковые или, наоборот, сердитые слова, различает голос матери. Еще раньше появляется реакция на свет: уже полуторомесячный эмбрион реагирует на яркий свет, направленный на живот матери, а также на боль. С этого же времени эмбрион ощущает вкус и запах амниотической жидкости, а к III триместру начинается «полноценная» эмоциональная жизнь эмбрионов. Он сосет палец, закрывает лицо руками в моменты беспокойства матери, отвечает на слова матери, толкая ее через матку в нижнюю переднюю стенку живота.

Психологи православного Центра помощи семье и детям «Колыбель» советуют женщинам, обратившимся за помощью, внимательнее относится к своему духовному и психологическому состоянию. Ведь ребенок в утробе матери воспринимает её эмоциональные переживания и затем, после рождения, в течение последующей жизни зеркально отражает их. Период беременности – это уникальный период профилактики врожденных

расстройств у еще не родившихся детей. Период беременности это время, когда родители, уповая на Господа нашего Иисуса Христа, могут приумножать интеллект и таланты своих детей, усилить их познавательную активность, избежать проблем с учебой в будущем.

Отвечая на вопросы, юристы отдела социального служения Оренбургской Епархии приводят в пример статьи Декларации прав ребенка, принятой резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г., в преамбуле которой подчеркивается: «Ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Аналогичную формулировку использует и Конвенция о правах ребенка 1989 г. в своей преамбуле. В статье 6 говорится, что государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Законодательство с самых древних времен учитывало дородовый период жизни. Еще в Институциях Гая можно найти правила наследования зачатым, но не рожденным ребенком. Эти правила сохранились и в современном наследственном праве России, но они не указывают на то, что право на жизнь возникает с момента зачатия. Важным является и то, что во многих странах производство аборта – предмет регулирования уголовного законодательства.

Протоиерей Сергий Филимонов, доктор медицинских наук, руководитель Общества Православных врачей СПб советует акушерам-гинекологам, не желающим в своей работе производить аборты обратиться к своему начальству с просьбой о том, чтобы его избавили от необходимости совершать это действие. "Врач-христианин должен четко понимать, что он не может, не имеет права делать аборт - нарушать заповедь «не убий».

В ситуации, когда в обществе господствует страшная практика убийства детей до рождения. Когда легальные массовые искусственные аборты представляют основную угрозу человеческой жизни, являются непосредственной причиной преждевременной гибели сотен по человеческому роду. Когда легальные аборты ведут к многочисленным трагическим последствиям для всех непосредственно затронутых ими людей, составляющих в наши дни подавляющее большинство населения. В этой ситуации, всем, кто осознал ее ужас, нужно присоединяться к движению в защиту жизни детей до рождения. Присоединяться, чтобы совместными усилиями, заручившись широкой народной и государственной поддержкой, прекратить массовое детоубийство. Прекратить как путем законодательной защиты жизни детей до рождения, так и путем создания таких социально-экономических условий, при которых будет желанным рождение каждого зачатого ребенка.

Присоединяться и действовать: проводить просветительские мероприятия, оказывать непосредственную помощь беременным женщинам и

семьям с детьми, участвовать в разработке и продвижении соответствующих законов.

Сотрудники Оренбургской епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства и православного Центра помощи семье и детям «Колыбель» надеются, что в России все-таки восторжествует мировоззренческая позиция, основанная на объективных научных данных о начале человеческой жизни в момент зачатия и на государствообразующей культурно-религиозной традиции. Что общество осознает гибельность абортов и отказа от деторождения. Что детоубийство вновь окажется вне закона. Что государство и общество предпримут все необходимые усилия для превращения в норму здоровой многодетной семьи.

 

Отдел по церковной благотворительности

и социальному служению Оренбургской Епархии


Вернуться к списку.
вверх