ОРЕНБУРГСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

КРУГЛЫЙ СТОЛ «ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ»

15 марта 2019 года в Оренбургской областной универсальной научной библиотеке им. Н.К. Крупской прошёл круглый стол «Традиции семейного воспитания в России», организованный отделом по церковной благотворительности и социальному служению Оренбургской епархии (Оренбургской Епархиальной комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства совместно с Центром помощи семье и детям «Колыбель»).

В мероприятии приняли участие председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Оренбургской Епархии протоиерей Вадим Геннадьевич Сороколетов, секретарь Союза писателей России Михаил Александрович Кильдяшов, член Союза писателей России Ирина Витальевна Антонова, кандидат философских наук, доцент, научный сотрудник Оренбургской Духовной Семинарии Евгения Владимировна Воропаева, педагог-доброволец Центра помощи семье и детям «Колыбель» Нина Александровна Соломатина, старшая сестра милосердия Сестричества милосердия во святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Галина Ивановна Елатонцева с сестрами милосердия, координатор Свято-Троицкого Благотворительного фонда Вера Сергеевна Первушина, директор Воскресной школы храма Иоанна Богослова г. Оренбурга Ольга Михайловна Домченкова, заместитель председателя /помощник председателя отдела по церковной благотворительности и социальному служению Оренбургской Епархии, Епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Евгения Сергеевна Сидоренко, студенты Оренбургского государственного Педагогического университета.

Открывая заседание «круглого стола» председатель епархиального социального отдела протоиерей Вадим Сороколетов отметил, что воспитание ребенка начинается с раннего детства и большая роль и ответственность в этом вопросе лежит на родителях.

Ирина Витальевна Антонова поделилась своим опытом ведения классных часов по духовно-нравственным основам семьи, предложив методическое пособие для учителей, разрабатываемое ею в рамках Президентского гранта, предоставленного Оренбургской Духовной Семинарии.

Директор Воскресной школы храма Иоанна Богослова г. Оренбурга Ольга Михайловна Домченкова выступила с докладом на тему: «Воспитание в семье на примере жития святых». Ольга Михайловна напомнила о том, что как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или – как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами.

Ольга Михайловна отметила основные цели, на которые было направлено традиционное воспитание в русских крестьянских семьях: любовь к родной земле, почитание старших, доброта и милосердие, честь и достоинство, трудолюбие. Дети, в соответствии с заповедями, должны были почитать отца и мать, жена – слушаться мужа, конечно, при условии, что муж не деспот и не заставлял и жену, и детей следовать его неразумных прихотям. Одной из самых важных задач родителей является воспитание послушания в детях. В воспитании должны быть строгость, четкость и определенность, но не жестокость. Во всем необходима мера. Никогда нельзя разрешать ребенку то, что разрешать нельзя.

На примере литературных героев важные моменты воспитания детей раскрыла педагог центра «Колыбель» Нина Александровна Соломатина.

Поддержали тему «круглого стола» Галина Ивановна Елатонцева и другие участники встречи.

Из выступления Михаила Кильдяшова:

«Мы живём в период кризиса отечественной философии. У нас есть яркие политологи, социологи, публицисты, готовые рассмотреть любую проблему каждый со своей точки зрения. Но при этом нет глубинного, бытийного проникновения в суть явлений. Нет того анализа, который рождает идеи, понятия и категории, который сдвигает с места всё, что застыло в мертвой точке.

У нас сегодня нет философии образования, философии искусства, философии семьи. В советский период философия семьи выражалась в трактовке её как «ячейки общества», то есть в идеале семья должна была иметь все признаки здоровой социальной общности: взаимопонимание, взаимодействие, сопереживание, ответственность друга за друга, распределение обязанностей, передача опыта.

Но за тридцать последних лет наши враги, которых сегодня дипломатично называют «партнёрами», сконструировали идеологическую машину, способную расторгать любое единство в пользу цивилизации одиночек, индивидуалистов, эгоцентристов. Человек подобной цивилизации, не осознавая того, остается лишённым последней защиты: после отрицания семьи последует отрицание человека, расчеловечивание человека, смещение границ живого и неживого, подмена организма механизмом.

Потому семья теперь для нас не только самоценность, но и духовная цитадель человека. В философии семьи мы должны предложить нечто несокрушимое, скрепу, которой враг ничего не сможет противопоставить. И эта скрепа – род. Нынешнему Западу неведома родовая память, он мыслит не веками, а десятилетиями, не предками и потомками, а childfree и parentsfree.

В нашей истории есть яркие примеры семей, живших философией рода. В первую очередь вспоминаются Аксаковы и Флоренские. Перечитаем «Семейную хронику» и «Детские годы Багрова-внука». Прочитаем письма о. Павла Флоренского своей семье, в которых философ говорит детям, что каждый человек в цепочке рода - связующее звено между предками и потомками и от него зависит, с каким багажом, с каким духовным наследием пойдут по жизненной тропе будущие поколения. Флоренский говорит, что есть не только вертикаль рода, скрепленная кровным родством, но и горизонталь рода, выстроенная на родстве духовном, на единомыслии: писатели, которых ты прочёл, друзья, которыми проникся, духовники, что окормляли тебя на земном пути.

Что есть у нас сегодня для созидания философии рода? Что можем мы восстановить, приложив усилия?

Бессмертный полк. Начинается он, как парад, а завершается, как крестный ход. В начале шествия ты несёшь фотографию своего деда или прадеда, а в конце ведёшь за собой неодолимые батальоны, полки и дивизии. В начале – память, в финале – явь.

Восстановление своего родословия. Сегодня в архивах всё чаще встречаешь не историков, а простых людей, которые по крупицам, по метрическим книгам, военным документам воссоздают своё родовое древо. И с каждой восстановленной ветвью становится прочнее корень.

Семейное чтение. В каждой семье должны быть книги, которые прочли и дети, и отцы, и деды. Конфликты поколений разрешаются легче, когда есть общий литературный код, общий читательский опыт. Сегодня выросло поколение нечитающих родителей, которым ничего не говорят «Письмо Онегина к Татьяне» и небо Аустерлица. И может не хватить времени, чтобы на своем опыте постичь то, что опыт литературы дает сразу. Преподавание. В современной школе необходим предмет, на котором во всей широте и полноте можно будет говорить о семье, о её неразрывной связи с отечеством, творчеством, историей, верой. Нынешнее обществознание с этим не справляется: оно загублено ЕГЭ, требующим не живых суждений, а социологических выкладок.

«Живите в доме – и не рухнет дом» - сказал поэт Арсений Тарковский о нашей родовой памяти. Она и созидается, и созидает. Она и зодчий, и храм, возведённый зодчим. Будем же неутомимы и нерушимы!», - подвел итог Михаил Александрович Кильдяшов.

Отдел по церковной благотворительности
и социальному служению
Оренбургской епархии


Вернуться к списку.
Сообщите нам об ошибке: выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter.
вверх