ОРЕНБУРГСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Подвиг священника Сергия Вознесенского

27 марта 1919 года, во время произнесения свщенником Сергием Вознесенским проповеди перед прихожанами, в храм ворвались чекисты и вывели священника из церкви. Больше батюшку никто не видел...

Иерей Сергий Константинович Вознесенский родился 25 сентября 1877 года в семье чиновника. Воспитание и образование юноша получил в церковно-приходской школе Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Казани, где был также певчим в архиерейском хоре.

В 1902 г. Сергий Вознесенский, по собственному прошению, был назначен псаломщиком Георгиевского войскового собора г. Оренбурга. К этому времени он был уже женат на девице из семьи священника Надежде Николаевне Архангельской, выпускнице Епархиального женского духовного училища. Всего в семье Вознесенских было 8 детей, трое из которых умерли в отрочестве. Старший сын, Павел, 1901 г.р., окончил Оренбургскую духовную семинарию и всю жизнь проработал учителем-словесником. Средние – Вениамин и Августа – окончили Духовное училище. Младшая – Нина, родившаяся в декабре 1918 г., за три месяца до гибели отца, через всю свою жизнь пронесла глубокую веру её родителей. В детстве она вместе с матерью пела на клиросе, потом работала преподавателем русского языка и литературы, уже в зрелом возрасте начала писать духовные стихи.

13 декабря 1903 г. Преосвященным Владимиром [1] псаломщик Сергий Вознесенский был рукоположен в сан диакона и был направлен в посёлок Бёрдский Оренбургского уезда.

В последующие годы о. Сергий был перемещаем священноначалием по нескольким приходам епархии «для пользы службы»[2]: в 1904 г. – в Оренбургский Георгиевский собор, в 1905 г. – в с. Ивановка Оренбургского уезда, в 1907 г. – в Оренбургский Георгиевский собор, 10 апреля 1915 г. – на хутор Назаровский Оренбургского уезда.

15 августа 1915 г. Преосвященнейшим Мефодием [3] диакон Сергий был рукоположен в сан священника и определён на диаконскую вакансию к церкви Христа-Спасителя с. Спасского Оренбургского уезда.

20 марта 1916 г. священник Сергий был перемещён в с. Поляковка Спасской волости Оренбургского уезда (ныне исчезнувшее село в нескольких километрах от с. Спасское Саракташского района Оренбургской области) «с внесением в обязанность принять на себя заботы о постройке храма в названном селе»[4].

Село располагалось на живописном берегу реки Большой Ик. О возникновении с. Поляковки в XVIII в. старожилы рассказывали так: одна барыня полячка, звали её «барыня Полячиха», в Тамбовской губернии приобрела 6 семей русских крестьян и привезла на Оренбургскую землю. Так образовалось небольшое поселение, и от её имени пошло название села «Поляковка». Позже в Поляковку приехала барская семья немецкой национальности по фамилии Гетман, здесь они основали усадьбу на возвышенности Поляковки. У помещиков был большой двухэтажный дом, а вокруг – прекрасный сад из сирени и редких фруктовых деревьев, саженцы которых они привезли с собой. Кусты сирени и садовые каменные дорожки сохранились до нашего времени, несмотря на то, что село уже не существует[5].

С помощью разных жертвователей, в частности, местного помещика Гетмана, о. Сергий построил храм в честь Архангела Михаила (после 1917 г.). Церковь была полностью деревянной, с такой же колокольней. При храме действовала смешанная церковно-приходская школа. Кроме Поляковки в состав прихода входили ещё два села – Матвеевка и Холмогор, которые о. Сергий окормлял. В Холмогоре тоже действовала смешанная церковно-приходская школа. В 1917 г., ко дню Святой Пасхи, о. Сергий был награждён набедренником[6]. Священноначалие отмечало его отличное поведение[7]. В епархиальных ведомостях о. Сергий упоминается как жертвователь стипендии на образование при духовных учебных заведениях Оренбургской епархии в честь 300-летия царствования Дома Романовых[8]. Служение сельского батюшки шло своим чередом, но произошедшая революция и последующая за ней Гражданская война нарушили мирную жизнь.

Под командованием атамана Оренбургского казачьего войска А. И. Дутова казаки вели открытую борьбу против большевиков. В течение 1918 г. атаман отступал, потом вновь возвращал себе Оренбург и станицы. В конце января 1919 г. Оренбург окончательно перешёл в руки красногвардейцев. Белоказаки предпринимали наступления, но город им вернуть так и не удалось. Ожесточённая борьба была развёрнута по всему краю. В сёлах разгоралось противостояние: создавались партизанские отряды со стороны сочувствующих большевикам, с другой – местные казаки объединялись для борьбы с красными. Как вспоминали очевидцы, мужики в селе прятались в сундуках от комиссаров, т.к. всех насильно мобилизовали в Красную армию.

В начале февраля 1919 г. белоказаки отступили, и Поляковка перешла во власть большевиков, а к концу февраля 1919 г. – и вся территория нынешнего Саракташского района. В середине сентября 1919 г. Оренбургский край был пол­ностью в руках Красной армии[9].

В Поляковке начала созидаться новая власть, и для о. Сергия наступило время испытаний.

27 марта 1919 г. он был арестован по обвинению в контрреволюции. Поводом к аресту послужил донос его односельчанина – красноармейца Бабёнышева. Последний своей агитацией и угрозами в адрес односельчан и священника, противлением строительству храма восстановил против себя поляковцев. Возмущённые прихожане стали защищать уважаемого всеми батюшку. Из-за волнения, поднявшегося в обществе, Бабёнышев был вынужден бежать из села и искать защиты у ЧК. Самые горячие заступники священника – бывший председатель сельского совета Павел Филиппович Буянов и Алексей Иванович Закомолдин – пострадали вместе с о. Сергием.

На допросе о. Сергий был краток и непреклонен – он не признал своей вины в контрреволюции и был готов идти до конца. 11 апреля 1919 г. Оренбургским ЧК о. Сергий Вознесенский вместе с П. Буяновым и А. Закомолдиным были приговорены к высшей мере и в ночь на 12 апреля расстреляны[10].

Вероятнее всего, это произошло в Оренбурге. Когда увезли из села о. Сергия, матушка и дети переехали в с. Япрынцево Переволоцкого района, где при местном храме матушка служила псаломщицей, вместе с детьми пела и читала на клиросе. Матушка Надежда о расстреле так и не узнала, и всю жизнь жила ожиданием встречи с супругом...

[1] Владимир (Соколовский-Автономов), епископ Оренбургский и Уральский в 1896-1903 гг.

[2] Оренбургские епархиальные ведомости. 1915. № 13-14. С. 144.

[3] Мефодий (Герасимов), епископ Оренбургский и Тургайский в 1914-1919 гг. В 1919 г. эмигрировал в Китай. Возглавлял Харбинскую епархию. В 1929 был возведён в сан митрополита. Скончался в Харбине в 1931 г.

[4] Государственный архив Оренбургской области (ГАОО) Ф. 173. Оп. 9. Д. 1898. Л. 95-101.

[5] Е.И. Кажан. Куда исчезают деревни? Рукопись. С. Спасское, 2010 г.

[6] ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1898. Л. 95-101.

[7] ГАОО. Ф. 173. Оп. 6. Д. 327. Л. 108-109.

[8] Оренбургские епархиальные ведомости. 1913. № 40. С. 374 / Духовенство и церковные деятели Оренбургской епархии по публикациям «Оренбургских епархиальных ведомостей» 1912-1917 гг. /Сост. А.Г. Щегольков. Челябинск, 2012. Т. 1. С. 197.

[9] М. Чумаков. Создание первых Советов и начало борьбы с дутовщиной. Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в Саракташском районе // Путь Ленина. 1977. 2-21 апр. (№ 40-49).

[10] Архив УФСБ по Оренбургской обл. Д. 21107.

Елена Банникова


Вернуться к списку.
Сообщите нам об ошибке: выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter.
вверх