ОРЕНБУРГСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Преподобномученик Палладий (Хроненко)

Во времена гонений на Церковь со стороны атеистических советских властей тысячи и тысячи православных верующих: священнослужителей, монашествующих и мирян – пострадали за веру, были сосланы, заключены в лагеря или казнены, приняв мученические венцы.

Многие из них доселе остаются безвестными людям. Но даже биографии канонизированных святых нередко очень бедны фактами, поскольку опираются на скупые канцелярские строчки следственных дел.

Ярким примером этого является судьба преподобномученика архимандрита Палладия (Хроненко) (1867–1937), прославленного в Соборе святых новомучеников Черкасских. Его краткое житие, составленное на Украине, ничего не говорит о дореволюционном служении святого в Оренбургском крае [1]. С другой стороны, он вовсе не упоминается и в замечательном продолжающемся, пока 5-томном издании «Мученики и исповедники Оренбургской епархии», которое выпускается ее отделом по канонизации святых [2]. И только обнаруженные недавно архивные документы позволяют восстановить длительное пребывание святого в Оренбуржье, где началась его монашеская жизнь.

Будущий преподобномученик в миру именовался Петром Стефановичем Хроненко. Родился он в 1867 г. в семье крестьянина села Скалеватка Ерковской волости Звенигородского уезда Киевской губернии (ныне Ватутинского городского совета Черкасской области Украины). Получил домашнее образование. В 1889 г. был призван на военную службу. Но проходил ее, не причиняя боль с оружием в руках, а в соответствии со своими христианскими устремлениями облегчал муки, исправляя должность младшего медицинского фельдшера в Горном летучем артиллерийском парке, который вопреки своему названию в этот период временно дислоцировался в г. Киеве. После увольнения в запас переехал в Москву, где в с 1900 по 1905 гг. нес послушания в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре, однако без прикрепления указом, так что этот факт не отразился в его послужном списке. Проживал он в доме № 6 по Новоспасской площади (ныне Крестьянской).

2 сентября 1905 г. наместник Московского Новоспасского монастыря игумен Варлаам (Курач) (1836–?) был переведен на должность настоятеля Успенско-Макарьевской (Мещеряковской) обители, основанной в 1895 г. в 15 верстах от Оренбурга при Тулуповом ерике (ныне поселок Зауральный Оренбургского района). На Южный Урал он взял с собой Хроненко, с которым прибыл к новому месту службы 23 сентября. Следом, 4 ноября 1905 г. Петр Стефанович был официально зачислен послушником в этот оренбургский монастырь. Именно здесь он окончательно решил удалиться от мира и посвятить себя служению Богу, о чем дал 14 августа 1906 г. следующую подписку: «Согласно своего сердечного сознания желаю принять монашеский постриг и оставаться в монашестве до конца своей жизни».

В тот же день игумен Варлаам обратился в Оренбургскую духовную консисторию за разрешением на постриг послушника, отличавшегося безукоризненным поведением и примерным трудом на благо обители, что и было одобрено журналом от 8 декабря 1906 г. № 1083 (указ от 14 декабря 1906 г.). Своим настоятелем Петр Стефанович и был пострижен в монашество за Божественной литургией в Успенско-Макарьевском храме 28 января 1907 г., в день памяти сирийского затворника IV века – преподобного Палладия Пустынника, с наречением по имени этого святого [3].

10 марта 1907 г. игумен Варлаам ходатайствовал о рукоположении монаха Палладия (Хроненко) во иеродиаконы, которых в монастыре было всего двое, причем один имел слабое здоровье и часто болел. Эту просьбу 2 июня настойчиво повторил и новый управляющий монастырем иеромонах Герман (Рыжухин) (1864–1937), который также считал кандидата достойным принятия сана. Наконец, 30 декабря 1907 г. Палладий (Хроненко) был рукоположен во иеродиакона, а 8 февраля 1909 г. – во иеромонаха.

По резолюции от 12 января 1910 г. № 93 епископа Оренбургского и Тургайского Иоакима (Левицкого) (1853–1921) 25 января он был временно командирован на должность первого начальника Николаевского скита, приписанного к Успенско-Макарьевскому монастырю [4]. Отдельная община там образовалась еще в 1905 г., когда в поисках молитвенного уединения у горы в 2 верстах от села Покровка (ныне Новосергиевского района Оренбургской области) поселился казак Захарий Прокопьевич Карцев (в монашестве Зосима) (1860–1923). Вокруг него собрались другие желающие послужить Богу, которые ископали в горе разветвленную систему пещерных келий. Поэтому до сих пор первым начальником знаменитой в Оренбургском крае Николаевской обители на Святых пещерах считается ее основатель Зосима (Карцев). Но ко времени официального утверждения местного скита в 1909 г. он еще даже не принял пострига и формально не мог заведовать монашеской общиной. Поэтому для устроения обители на место и был отправлен в качестве ее первого начальника более опытный иеромонах Палладий (Хроненко). Впрочем, уже 27 сентября 1910 г. Захарий Карцев был пострижен в мантию и сменил его на посту заведующего Николаевским скитом [5].

После возвращения в родной Успенско-Макарьевский монастырь хорошо зарекомендовавший себя Палладий был определен там казначеем по указу Оренбургской духовной консистории от 30 ноября 1910 г. № 17970. Однако по собственному прошению резолюцией от 16 января 1913 г. № 425 епископ Оренбургский и Уральский Феодосий (Олтаржевский) (1867–1914) освободил его от должности с разрешением перейти в братию крайне бедного и удаленного Ивано-Шеметовского Георгиевского скита, открытого в 1909 г. на речке Алабуге в Челябинском уезде (на территории нынешнего Звериноголовского района Курганской области) [6]. Здесь иеромонах оставался, по крайней мере, до 1916 г. [7]. После Октябрьской революции 1917 г. в местной обители начался разлад, а в 20-е годы ее руководство примкнуло к обновленческому течению, почему все достойные и верные иноки ушли оттуда.

Таким образом, будущий преподобномученик Палладий (Хроненко) сделал первые шаги своей монашеской жизни в Оренбургском крае, принял здесь постриг и рукоположения в степени священства, участвовал многими трудами в первоначальном становлении трех местных обителей, проведя на Южном Урале в общей сложности более 10 лет.

После революции, в 1922 г. он стал настоятелем одного из монастырей с возведением в сан архимандрита. Составители жития святого указывают на Оршин Вознесенский монастырь в Тверской епархии, но это явная ошибка потому, что данная обитель была женской и ликвидирована советскими властями еще в 1919 г. [8]. Так или иначе, в 1928 г. большевиками был закрыт и тот монастырь, что возглавлял Палладий, а сам он принудительно выслан на исходное место жительства – в родное село Скалеватка на Украине. В период репрессий он не убоялся и не отошел от служения, а честно исполнял долг приходского священника на родине с 1928 г. до закрытия храма в 1936 г.

После этого архимандрит Палладий (Хроненко) был арестован по обвинению в агитации против советской власти. Во время обыска во внутреннем кармане его повседневной одежды нашли портрет Сталина из газеты, разрезанный на четыре части. Свидетели показали, что монах якобы поддерживал Троцкого и уверял, что вскоре власть перейдет к троцкистам, и они сделают со Сталиным «то же, что и я с его портретом». Также священнику было поставлено в вину то, что он добивался возобновления работы своего храма для верующих.

В обвинительном заключении против него от 1 декабря 1937 г. было сказано: «Поп Хроненко П. С. под видом совершения религиозных обрядов проводил антисоветскую контрреволюционную агитацию. Говорил, что скоро власть перейдет в руки троцкистов, которые хотят добра народу ... Выступал против выборов в Верховный Совет СССР».

На этом основании протоколом Тройки УНКВД по Киевской области от 1 декабря 1937 г. № 121 он был приговорен к высшей мере наказания. Расстреляли 70-летнего служителя в 2 часа ночи 27 декабря 1937 г.

Реабилитирован он был за отсутствием состава преступления только 17 мая 1989 г. постановлением прокурора Черкасской области [9].

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) от 28 октября 1997 г. архимандрит Палладий (Хроненко) в числе 103-х человек причислен к лику местночтимых святых в составе Собора святых новомучеников Черкасских (память 13/26 мая). На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. он был внесен в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания [10].

Тем не менее, в Оренбургском крае связь этого святого с регионом малоизвестна. Надеемся, что освещение оренбургских страниц жизни преподобномученика Палладия (Хроненко) будет способствовать распространению его почитания в крае и, прежде всего, увековечиванию памяти о нем в Николаевской обители на Святых пещерах, первым начальником которой он был.

Денис Денисов


[1] Новомученики Черкаські: життя, подвиги, страждання. Видання Черкаської єпархії Української Православної Церк­ви. – Черкаси: [б. и.], 2009. – С. 354–356.

[2] Стремский Н. Е. Мученики и исповедники Оренбургской епархии XX в. – Саракташ: [б. и.], 1998. – Кн. 1. – 361 с.; Мученики, исповедники и храмы Оренбургской епархии ХХ в. / сост. Н. Е. Стремский. – Саракташ: [б. и.], 1999. – Кн. 2. – 415 с.; Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ в. / сост. Н. Е. Стремский. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2000. – Кн. 3. – 575 с.; Дивен Бог во Святых Своих. Мученики, исповедники и подвижники благочестия в Оренбургской епархии. – Оренбург: Димур, 2011. – Кн. 4. – 303 с.; Мученики и исповедники Оренбургской епархии / сост. Е. Банникова. – Саракташ: [б. и.], 2014. – Кн. 5. – 376 с.

[3]  Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 173. Оп. 4. Д. 6220. Л. 1–7.

[4]  ГАОО. Ф. 173. Оп. 4. Д. 6447. Л. 6 об. – 7.

[5]  Карцев Зосима игумен URL: http://www.oren-saint.ru/index.php/spisok-repressirovannykh/12-spisok-na-k/463-kartsev-zosima-igumen (дата обращения: 06.07.2016).

[6]  ГАОО. Ф. 173. Оп. 4. Д. 6447. Л. 6 об. – 7.

[7] Михайлов А. А., Кузьмин А. Д. Неурочная обитель // Курган и курганцы. – 2012. – 29 марта. – № 33. – С. 7.

[8] Вознесенский Оршин монастырь: страницы истории. – Тверь: Изд. Вознесенского Оршина женского монастыря, 2012. – 141 с.

[9] Новомученики Черкаські: життя, подвиги, страждання. Видання Черкаської єпархії Української Православної Церк­ви. – Черкаси: [б. и.], 2009. – С. 354–356.

[10] Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/423849.html (дата обращения: 06.07.2016).


Вернуться к списку.
Сообщите нам об ошибке: выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter.
вверх