ОРЕНБУРГСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

«В женстем естестве мужескую крепость имела еси»

к 650-летию со дня преставления святой благоверной княгини Анны Кашинской

«Мужественная женщина», – казалось бы, оксюморон. Женщина по определению должна быть женственной, а мужчина – мужественным, – так задумано Богом. Но человеческая жизнь, заквашенная на грехе, порой вынуждает женщину забыть о своем естестве и сменить платье утонченной женственности на рубище бескомпромиссной мужественности.

«Радуйся, блаженная мати в женстем естестве мужескую крепость имевшая», – обращаемся мы к святой благоверной княгине Анне Кашинской в акафистном пении, и перед нашим мысленным взором встает жизнь этой необыкновенной святой, родившейся и жившей в тяжелые для Руси годы монголо-татарского ига. Будущая подвижница появилась на свет примерно в 1280 году в семье ростовского князя Димитрия Борисовича. В 1294 году Анна, нареченная так в крещении, вышла замуж за тверского князя Михаила Ярославича, с которым прожила в браке до 1318 года.

XIV и XV века – это время борьбы Московского и Тверского княжеств за верховную власть в Северо-Восточной Руси. Много крови и слез было пролито русскими людьми, прежде чем Москва победила в этом жестоком противостоянии, и одной из первых жертв конфликта стал супруг Анны Кашинской князь Михаил, боровшийся с московским князем Юрием Даниловичем. После череды событий, сопровождавших княжеское противоборство, оба князя были вызваны в Орду, но Юрий Данилович, прибывший на место первым и предпринявший против соперника ряд интриг, получил ярлык на княжение от хана Узбека, а Михаил Ярославич после продолжительных пыток был ханом казнен. Летом 1318 года Анна с сыном Василием провожала мужа до реки Нерли Волжской в его последней поездке в Орду, а через год, 6 сентября, она вместе с сыновьями встречала в Твери тело Михаила.

Это стало первым и, возможно, самым сильным ударом для молодой женщины. Не отчаяться и не сойти с ума ей могла помочь только вера в Бога и Его всеблагой Промысл, ведь Древняя Русь явила нам примеры не только кровавых распрей и междоусобиц, но и образцы неимоверно крепкой, живой веры и настоящей святости. Анна после мученической смерти мужа и сама как будто приняла на себя мученический венец, вся ее последующая жизнь была отмечена чередой скорбей и страданий.

Ожесточенный, забывший Бога мир отнимал у княгини близких людей одного за другим: в 1325 году старший сын ее, Димитрий-Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского, виновника смерти отца, поразил его и был казнен ханом. В 1339 году там же, в Орде, погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы, а тела разняли по суставам. Это была месть Орды за восстание Тверского княжества против монголо-татар во главе с двоюродным братом хана Узбека.

После этих событий княгиня Анна решила принять монашеский постриг, местом ее пребывания стал Тверской Софийский женский монастырь, где она была пострижена в иночество с именем София. Летом 1367 года князь кашинский Василий Михайлович, сын инокини-княгини, захватил Тверь, но пришедшие на помощь литовский войска заставили его оставить город. Вместе с Василием Тверь покинула и его мать. Местом духовных подвигов Анны (это имя стала носить подвижница в великой схиме) стал город Кашин, где она и отошла ко Господу 2 (15) октября 1368 года. Невозможно проникнуть в сокровенную жизнь инокини, тем более жившей несколько веков назад, однако можно предположить, что уделом Анны стала молитва за безвременно усопших близких и за умиротворение Русской земли.

Церковное предание доносит до нас судьбу святых мощей княгини. В 1611 году в кашинской церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы было найдено неизвестное погребение. Храм в то время сильно обветшал, церковный помост обвалился, и гроб, в котором находились мощи благоверной княгини Анны, бывший под полом, оказался на поверхности. Однако кашинцы, не зная, чье это захоронение, относились к нему без должного благоговения: клали на гроб шапки и даже садились на него. В Успенской церкви пономарем служил некий Герасим, который был тяжело болен. В одну из ночей ему явилась святая Анна, исцелила его и сказала: «И почто гроб мой ни во что же вменяете и мене презираете? И доколе тако быти ми от вас попираеме ногами?» Княгиня повелела Герасиму рассказать о своем явлении настоятелю храма и зажечь свечу перед ее гробом у Нерукотворного Образа Спасителя. После этого к честным мощам Анны Кашинской потянулся верующий народ, у погребения стали происходить многочисленные чудеса и исцеления. В Кашин привозили больных из Твери, Углича, Переславля-Залесского, Новгорода и других мест.

Молва о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивого царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи святой Анны, а ее саму прославить в лике благоверных княгинь. Однако недолго продолжалось почитание святой, даже после смерти Анну сопровождают человеческая ненависть и вражда. Малый церковный собор в Москве в 1677 году принял решение не почитать Анну как святую, житие и молитвы считать ложными, имя ее исключить из святцев, приделы и церкви, освященные в ее честь, переименовать. Отчего же произошла такая резкая перемена в отношении почитания Анны Кашинской? Ведь никогда на Руси ничего подобного не происходило.

Факт деканонизации благоверной княгини тесно связан с расколом в Русской Церкви и разделением верующих на старообрядцев и новообрядцев. Ревнители старого обряда в подтверждение обязательности двоеперстного крестного знамения приводили положение пальцев на мощах благоверной Анны. Действительно, княгиня, как и все ее современники, крестилась двумя перстами, и похоронили ее с двоеперстием, но могло ли это значить, что святость княгини Анны вдруг, чудесным образом, после реформ патриарха Никона упразднилась, а сама она из обителей Божиих была «переведена» в другое место? Конечно, нет, но, к сожалению, людская греховность и неспособность отделить духовную сторону жизни христианина от стороны обрядовой привели к такому печальному прецеденту.

Восстановление почитание святой Анны Кашинской связано с возникновением в Российской Империи в конце XVIII века так называемого Единоверия, когда некоторые приверженцы древних церковных обрядов признали над собой иерархическую юрисдикцию Русской Православной Церкви. В 1908 году на повторную канонизацию было дано согласие Николая II. 11 апреля 1909 года Священный Синод объявил днем памяти Анны 12 (25) июня – годовщину перенесения мощей в 1650 году. В этот день в Кашине были совершены многолюдные торжества по случаю восстановления почитания святой, на которых присутствовала великая княгиня Елизавета Фёдоровна. В том же году в честь Анны Кашинской была освящена церковь в Петербурге, а в 1914 году – церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря в Москве.

Изъятые в 1930-х годах мощи святой Анны были возвращены Церкви в 1948 году и помещены в Вознесенском храме города Кашина, где и находятся поныне. Память святой благоверной княгини Анны Кашинской совершается дважды в год: в день перенесения мощей и в день преставления – 2 (15) октября, а также в Соборе Тверских святых (1-е воскресенье после 12 июля н. ст.).

Особенно близким и понятным благоверная княгиня Анна стала русским людям в тревожные годы войн и революций XX века. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожала мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться от врагов. Неизбежно образ княгини пересекался в сознании верующих и с образом Пресвятой Богородицы – печальницы и молитвенницы за весь род людской.

«Радуйся, блаженная мати в женстем естестве мужескую крепость имевшая», – молимся мы святой Анне, княгине и инокине, жене и матери, – мужественной женщине, и верим: та, на чью долю выпало столько горя и страданий, та, которая, по слову Евангелия, претерпела до конца и спаслась (Мф. 24:13), обязательно поможет и нам, страждущим, бедствующим и так нуждающимся в крепкой вере, неиссякаемом терпении и настоящем мужестве.

Тропарь святой благоверной княгине Анне Кашинской, глас 3:

Днесь восхваля


Вернуться к списку.
вверх