ОРЕНБУРГСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

История Покровской церкви с. Краснохолм Оренбургской области

В казачьей станице Краснохолмская в 1845 г. был построен большой каменный храм во имя Николая Чудотворца, вокруг которого разрослось казачье поселение. В связи с тем, что места в храме уже всем не хватало, казаки за счет собственных средств с 1909 по 1913 гг. построили новый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.1

По воспоминаниям старожилов, заложена новая церковь была в 1909 г., её строительство велось на средства местной общины. Из интервью с врачом Краснохолмской больницы Г.И. Волобоевым: «из Подмосковья пригласили архитектора А.А. Толмачева и десятника С.В. Морёва. Строили всем селом. За труд мужчинам платили по 60 копеек, а женщинам – по 30 копеек. Для внутренней декоративной отделки были приглашены иваново-вознесенские мастера. Своё вдохновенное создание сельские строители посвятили столетию победы русского народа над наполеоновским нашествием, о чем свидетельствовали крупные цифры, выложенные на черепице на скате шатровой крыши соседней сторожки. Новая церковь имела крестообразную форму и пристроенную ступенчатую колокольню, завершавшуюся островерхой башней с маковкой. Высота от маковки до основания – около 40 метров. Выложена церковь была крупным красным кирпичом, который изготавливали сельчане на местном кирпичном заводе. В кирпичный раствор для крепости добавляли молоко. Завод был построен специально для изготовления кирпича на строительство церкви – использовалась местная красная глина. Высокие стрельчатые окна и восьмигранную изгородь украшали ажурные металлические решётки.2 Таким образом, Покровский храм символизировал столетний юбилей основания Краснохолмской станицы, когда казаки из центральных районов России прибыли на это место в 1812 г. во время Отечественной войны. Освятили храм 29 сентября (по старому стилю) 1912 г., звенели все девять его колоколов.3 На освящение храма прибыло все духовенство благочиния и казаки из Краснохолма и ближайших сел. Этот день стал еще одним праздником в духовной традиции села. Но к 1915 г. строительство храма ещё не было закончено – проводились внутренние работы, облагораживалась территория.4

В мае 1912 г. Краснохолмскую станицу посетил Преосвященный Феодосий (Олтаржевский), епископ Оренбургский и Тургайский, возглавлявший Оренбургскую кафедру с 1910 до 1914 г.5 В фонде Оренбургской духовной консистории мы нашли уникальную информацию о ярких впечатлениях владыки от первого лица: «В Краснохолмской станице, месте жительства благочинного священника Бажанова, два храма: новостроящийся во имя Покрова Пресвятой Богородицы – каменный и Николаевский – деревянный. При въезде в станицу встретили меня у новостроящегося храма множество народу и атаман станицы с членами строительного комитета, поднёсшими хлеб-соль. Этот храм стоимостью больше 30 тысяч рублей, был осмотрен мною, народу преподано благословение…». 6 Отметим, как радостно и с почтением встречали Владыку краснохолмские казаки, что говорит о значимой роли православной веры в их жизни.

В связи с началом Первой Мировой войны власти запретили сбор денежных средств на роспись внутренних стен, службы проводились регулярно.7 Здание церкви было каменное, предполагалось, что оно будет тёплым, но были проблемы с отоплением. В клировых ведомостях отмечались «негодные печи», которые нуждались в переустройстве. К церкви была пристроена колокольня, территория храма была огорожена каменной оградой, перед ней была сторожка из пустотелых бетонных камней. Как и в Никольском храме, усадебной земли под храмом была одна десятина, кружечных доходов за 1915 г. насчитывалось 900 руб. При храме был дом для священника. Других приписанных церквей, часовен, кладбищенских и молитвенных домов в станице не было. Опись церковного имущества велась с 1899 г.8

Социальный состав Покровского прихода за 1915 г. составлял 307 дворов, в которых проживали 1022 мужчин и 1049 женщин. Духовных лиц было немного – 2 двора, 6 мужчин и 6 женщин. Крестьян также насчитывалось немного – 2 дома, 4 мужчины и 4 женщины. Подавляющее количество населения принадлежали к казачьему сословию.9 Социальный состав населения был похож по данным прихода Никольского храма, ведь прихожан разделяла только река Чёрная.

При приходе было три учебных заведения. На 1915 г. в церковно-приходской школе обучалось 4 мальчика и 43 девочки; в казачьем мужском училище – 112 мальчиков; в казачьей женской школе – 52 девочки. Количество детей в школах в начале XX в. для небольшой станицы было приличным, ведь и семьи были многодетными, и рождаемость была высокой. Но ясно видна из таблицы следующая особенность: мальчиков обучалось в 2,5 – 2,7 раз больше, чем девочек. Такая статистика обусловлена тем, что казачье общество являлось патриархальным, где мужчина занимал главенствующую роль, а женщина – являлась, в первую очередь, матерью, домохозяйкой, помощницей мужа.

Таблица 1.

Количество детей в школах в нач. XX в.

Годы

1900

1905

1915

Количество учащихся

255 мальчиков,

115 девочек

279 мальчиков,

100 девочек

162 мальчика,

76 девочек

 

Источники: ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1527. Л. 20. Клировая ведомость за 1900 г.; ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1575. Л. 5 об. Клировая ведомость за 1905 г.; ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1834. Л. 33 об. Клировая ведомость за 1915 г.

 

Церковно-приходская школа существовала на базе церковного дома для псаломщика и содержалась на средства церкви. Старостой храма с 1914 г. был казак Филипп Костенков. Школа грамоты располагалась у казака Дмитрия Дерябина, учительницей была девица Анна Коршунова. В преподавании духовных дисциплин активно участвовали два священника и дьяконы.10

Священником в храме с 21.06.1914 г. епископом Дионисием был назначен талантливый и уважаемый в селе человек Александр Николаевич Поспелов, 1868 г.р. В 1887 г. он закончил 2 класса ОренДС, был рукоположен в станицу Павловскую к Михаило-Архангельской церкви. В 1887 – 1894 гг. он псаломщик. С 24.02.1894 резолюцией епископа Макария был поставлен вторым священником в Краснохолм и являлся законоучителем казачьих школ.11 Отец Александр обладал талантом к садоводству, разбил прекрасный фруктовый сад и пасеку.12 В 1900 г. был награждён за усердие в службе Епископом Владимиром набедренником, а в 1908 г. епископом Иоакимом – награжден скуфьёй и серебряной медалью на Анненской ленте в память Александра III.13 В семействе у него были: жена – Мария Васильевна; дети – Вера (1888 г.р.), Александр (1890 г.р.), Анна (1895 г.р.), Николай (1895 г.р.), Петр (1897 г.р.), Василий (1900 г.р.), Сергий (1902 г.р.), София, Раиса (1911 г.р.). Петр и Николай служили добровольцами в Первой мировой войне в 1915 г. Вместе с большой и дружной семьёй священника жила его мать Евгения Александровна Поспелова, вдова, 64-х лет, «исполнявшая должность просфорницы», получавшая за свои труды 25 руб.14 Священник за службу получал 675 руб. кружечных доходов в год.

С 1913 по 1915 г. старостой Покровского храма был казак Фёдор Спиродонович Величков. При церкви псаломщиком служил с 15.07.1914 г. Владимир Иванович Саманов 24-х лет, обучавшийся в ОренДС, который был поставлен епископом Дионисием. 01.10.1915 г. молодой человек был рукоположен епископом Мефодием в сан дьякона.

В 1930-х гг. храм Покрова Пресвятой Богородицы ждала схожая с подавляющим числом российских церквей судьба – он был закрыт. Иконы с алтаря верующие успели разобрать по домам, церковная утварь была реквизирована Советской властью, остальная – показательно уничтожена. Церковные книги и часть архивов более 50 лет хранились в семье Кузнецовых, пока документы не погибли во время пожара в 1986 г. Церковные колокола сняли и отправили на переплавку, в кузницах из них изготовили вкладыши для моторов первых тракторов.15 По воспоминаниям старожилов, «когда районное начальство приказало снять колокола, никто из местных жителей не взялся за это дело. Приглашённые посторонние пьяницы быстро покидали на землю маленькие колокола. А самый большой не пролезал, пришлось разбивать кирпичную кладку. Когда его выталкивали, колокол увлёк за собой одного из пришлых. Тот разбился насмерть, разбился на куски и колокол. Верующие расценили этот несчастный случай как Божий гнев на грешников».16

По информации Г.И. Волобоева, «здание церкви разрушать не стали, поскольку оценили новизну постройки, исправность железной крыши и отсутствие росписей на стенах». Сочли возможным использовать под зерносклад (амбар) и хранение стройматериалов.17

После закрытия церквей многие краснохолмцы стали ходить на богослужения в с. Дедуровку за 35 км. А после гибели Дедуровской деревянной церкви при пожаре от молнии, стали ездить в сёла Платовка и Нижняя Платовка.18 Но в это сложное время, порой, «незарегистрированные» священники «самовольно совершали религиозные требы в домах». Во время Великой Отечественной войны одним из таких героических священников в с. Краснохолм был Колесников, который в 1944 г. массово крестил и совершал все богослужения в селе.19 Долгие годы Покровский храм ждал, когда краснохолмцы вернутся вновь к нему с молитвой к Богу. И такой радостный момент наступил. В 1991 году по благословению митрополита Леонтия (Бондарь) в село Краснохолм был назначен священником иеромонах Никодим (Мартынов), который восстановил Покровский Храм и служил сначала в молитвенном доме на ул. Октябрьской, а потом в Покровском храме в 2000-2002 гг. Владыка Леонтий несколько раз посещал село Краснохолм и его жители были благодарны за помощь в духовном возрождении села.

В 1994 – 1995 гг. на средства администрации Дзержинского района г. Оренбурга и местной церковной общины наружная отделка Покровской церкви была полностью восстановлена, заменено покрытие всех куполов, установлены кресты, зазвенели новые колокола. Стараниями прихожан и настоятеля в храм было подведено тепло, восстановлен алтарь, закончено металлическое ограждение вокруг храма.20 По благословению Архиепископа Оренбургского и Бузулукского Валентина в 2001 г. были возобновлены богослужения в здании Покровского храма21. Покровская церковь относится теперь к Городищенскому благочинническому округу и располагается по адресу: село Краснохолм, улица России, 85.22

Чтимые иконы прихода: Икона Матери Божией «Табынская», «Казанская»;икона святителя Иоасафа Белгородского; икона святителя Николая Чудотворца; икона Архистратига Михаила и Архангела Гавриила23.В народном каталоге «Соборы.ru» архитектурный стиль данного храма указан как эклектика.24 Но некоторые специалисты предполагают, что есть сходные черты с архитектурой храма – ныне Органного зала – в областном центре г. Челябинскае. ВконцеXIXвека архитектор Померанцевсгруппойрусскихархитекторов, вкоторуювходилиК. Тон, В. Щусев, выработалиновыйстильвархитектуре – «русско-византийский».25 Этотстильбылиспользовани в плане Покровской церкви.

Жизнь православного прихода продолжает духовно возрождаться, восстанавливаются православные традиции в селе. Сбываются слова Христа, подтвержденные апостолом Иаковом: «Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие» (Деян. 15:16–17). Историческая память о храмах и священниках станицы Краснохолм – это драгоценное семя будущего духовного возрождения, нравственный пример грядущим поколениям, которые не должны забывать героизм в вере и любви к Богу и Отечеству своих отцов-казаков.

 А.А. Мишучков, А.В. Мишучкова

1 Азбука паломника. Оренбургская область. URL: http://azbyka.ru/palomnik/

2 Воспоминания Г.И. Волобоева // Урал. – 1985. – № 21.

3 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1834. Л. 33 об. Клировая ведомость за 1915 г.

4 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1834. Оп. 9. Л. 43. Клировая ведомость за 1915 г.

5 Протоиерей Горлов Г.Е., Боброва О.Ю. Духовная нива Оренбуржья. – Оренбург, 2009. – С. 243.

6 ГАОО. Ф. 173. Оп. 4. Д. 6377. Л. 14 об. Дело о поездках Его преосвященства по обозрению церквей епархии в 1912 г.

7 Воспоминания Г.И. Волобоева // Урал. – 1985. – № 21.

8 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1834. Л. 33. Клировая ведомость за 1915 г.

9 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1834. Оп. 9. Л. 43. Клировая ведомость за 1915 г.

10 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1527. Л. 20. Клировая ведомость за 1900 г.

11 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1834.Л. 45 об. Клировая ведомость за 1915 г.

12 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1575. Л. 5 – 7 об. Клировая ведомость за 1905 г.

13 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1834. Л. 45 об. Клировая ведомость за 1915 г.

14 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1834. Л. 47 об. Клировая ведомость за 1915 г.

15 Воспоминания Г.И. Волобоева «Немой свидетель былого» // Урал. – 1985. – № 21.

16 Церковь в Казачьей станице Краснохолм. Автор – Alex_Oren // Турбина.RU. 06.10.2014 г. URL:http://turbina.ru/guide/Orenburg-Rossiya-88478/Zametki/Tserkov-v-kazatchey-stanitse-Krasnokholm-88679/

17 Воспоминания Г.И. Волобоева «Немой свидетель былого» // Урал. – 1985. – № 21.

18 Воспоминания Г.И. Волобоева «Немой свидетель былого» // Урал. – 1985. – № 21.

19 ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Д. 43. Информация уполномоченного совета о деятельности православных церквей за 17 апреля 1944 – 18 января 1945 гг.

20 Воспоминания Г.И. Волобоева «Немой свидетель былого» // Урал. – 1985. – № 21.

21 Оренбуржье православное: история и современность / Сост. И ред. С.Е. Плаксин. – Оренбург: Оренбургский областной общественный благотворительный фонд «Совесть», 2014. – С. 439.

22 Сайт храма // PriHod.ruURL: http://krasnoholm56.cerkov.ru/

23 Покровская церковь с. Краснохолм. // Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%28%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BC%29

24 Соборы.Ру. Народный каталог православной архитектуры URL: http://sobory.ru/article/?object=03482

25 Зал камерной и органной музыки. Челябинск // Академик. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1376781


Вернуться к списку.
вверх